«Сильные и богатые мира сего» могут себе позволить хранить свои коллекции действующих автомобилей, танков или самолетов на лужайках перед особняком или даже строят для этого целые ангары.
Нам же, простым смертным моделистам приходится с боем отбивать каждый уголок в квартире для хранения, например, «маленького» полуметрового танка или самолетика… Не говоря уже о коллекции из пятисот коробочек от небольших моделей.
Итак – уменьшать нужно обязательно. Но уменьшать на сколько? Ведь нельзя одинаково уменьшить Эйфелеву башню, «Титаник» и велосипед. Эти объекты имеют разные размеры, и если их уменьшить на одну и ту же величину, то велосипед можно и не найти. Для того чтобы понять на сколько необходимо уменьшить тот или иной предмет, нужно его габаритные размеры поделить на какой либо масштаб. Производители масштабных моделей предлагают нам делить на 72, 48, или на 144. Это и есть одни из самых популярных масштабов, распространенных во всем мире: 1/72, 1/48, 1/144. Но поделить на эти числа без калькулятора быстро не сможет даже выпускник математического факультета. Почему же выбраны именно такие масштабы? Откуда вообще взялись эти числа? Оказывается, логика здесь есть. Дело в том, что споры о происхождении моделизма длятся столько же, сколько существует сам моделизм. В какой стране и какой фирмой была выпущена первая модель?
наследницей которой можно считать американскую фирму Revell-Monogramm (не путать с европейским Revell-ом).
И в Англии, и в Америке принята дюймовая система мер. Один дюйм (в переводе с голландского - «большой палец») равен 2,54см и составляет 1/12 фута (30см с «хвостиком»). Получаем 1фут=12дюймов. Жители «дюймовых» стран определяют, сколько в одном дюйме модели помещается футов настоящего предмета.
И это – далеко не все из ныне существующих масштабов. У железнодорожных моделистов свои стандарты масштабов (типоразмеры), и привязаны они к средней ширине колеи европейской железной дороги, которая составляет примерно (размер то дюймовый) 1440мм (от 1270мм до 1700мм). Так вот ширина колеи игрушечной рельсы в самом популярном ж.д. масштабе НО (1/87) составляет 16мм.,
в «чисто» английском масштабе ОО (1/76) ширина составляет 16,5мм (что совместимо с НО), а в масштабе ТТ (1/120) ширина колеи 12мм.
Есть и совсем маленькие масштабы для действующих моделей железной дороги : N(1:160) с шириной колеи 9мм, а также Z (1:220) с шириной колеи 6,5мм
– это самые маленькие из серийно выпускающихся действующих паровозиков! Так что Ревельно-Мачбоксовский и Ниттовско-Фуджимовский 1/76 масштаб для бронетехники предназначен, прежде всего для железной дороги стандарта ОО.
Смысл же этой статьи в том, чтобы донести до начинающих моделистов понимание того, что моделей в различных масштабах великое множество и для ограничения рамок своей коллекции нужно, прежде всего, определиться с масштабом. Но выбирать из наиболее распространенных масштабов, в которых выпускается наибольшее количество различных категорий моделей: танки, самолеты, фигуры и т.д. Ведь если сегодня Вы собираете танки, где гарантия того, что завтра Вам не захочется разнообразить их фигурками, а послезавтра самолетами или диорамами?
В таком случае наиболее универсальными масштабами являются 1/48 и 1/72. И помните – даже очень близкие масштабы все равно практически несовместимы. «Тигр» от Fujimi в 76 масштабе
нельзя ставить на полку рядом с «Тигром» в 72 масштабе от Trumpeter
Вернее, поставить можно, но смотреться они не будут - слишком заметны отличия в размерах и деталировке!
Оставьте свой комментарий |
Дмитрий (2015-12-11 12:55:31) Очень нужная статья. Спасибо. Всю жизнь занимаюсь ИТСМ, а о таких тонкостях знал только весьма поверхностно. |
Ваше имя |
Электронная почта |
Комментарий |