Не побоюсь утверждать, что модель челнока многоразового использования «БУРАН» и всей ракетной системы «ЭНЕРГИЯ» является одним из самых масштабных проектов в модельном мире этого года. Размеры модели (высота около метра) говорят сами за себя. Что-то похожее приходит на ум при воспоминании модели Spase Shuttle от американского производителя Revell-Monogramm (RVM5089).
| |
Красивая мечта – поставить эти две модели рядом - может натолкнуться на вполне конкретное препятствие: их общая стоимость приближается к годовому прожиточному минимуму. Модель от Монограмма очень старая, но прекрасно детализирована (есть не только интерьер, но и грузовой отсек с телескопом, грузовой стрелой и искусственным спутником). И если найти и купить сейчас упрощенную версию этой модели (только шаттл «Дискавери» или однотипные «Эндейвор» и «Атлантис») возможно ввиду ее постоянного переиздания, то приобрести полный набор (шаттл «Коламбия» с бустерами-ускорителями и топливным боком) будет ой как непросто – модель не переиздавалась с 70-х годов прошлого века. Подчеркиваю – мы говорим о масштабе 1/72 (у Revell-Monogramm есть такая же модель в 144 масштабе), все же остальные производители предпочитают изготавливать модели ракетных систем в масштабе 1/144 и меньших. В больших масштабах выпускаются спутники и луноходы, но не ракеты, которые выводят их в космос. Получается, что только две страны в мире смогли создать ракетно-космический комплекс многоразового применения, и две фирмы в мире выпускают модели этих систем в 72 масштабе!
Вернемся к модели от фирмы А-модел. Этот производитель уже давно практикует изготовление больших корпусных деталей выклейкой из стекловолокна с применением эпоксидной смолы. Это работа штучная, а не серийное литье – фактор, определяющий немалую цену на модель, плюс недешевая полиэфирная смола. В наборе находится собранный корпус и крылья, бустеры и топливный бак, склеенные между собой для удобства моделистов той же эпоксидной смолой.
Все остальные детали выполнены по технологии литья под низким давлением. Это так же фирменный почерк А-модел. И в первом и во втором случае технология хорошо отработана и детали отлиты безукоризненно, без облоя и утяжин, приближаясь по качеству к лучшим производителям в этой категории.
Всего 42! литника, 3 из которых отлиты из прозрачного полистирола.
Благодаря большому количеству одинаковых деталей удалось унифицировать и литники. В наборе находится по два, три и даже четыре одинаковых литника. Отливки из серого полистирола, кромки на тонких деталях (например, сопла двигателей) аккуратно выведены и не требуют дополнительной обработки.
Что касается раскроя модели – то им выделяются управляющие поверхности и механизация крыльев. Дело в том, что настоящий челнок покрыт термоизоляционными плитами из керамического волокна (их около 38 тысяч), изготовленных с большой точностью и образующих в 72 масштабе практически ровную поверхность.
Инструкция пошаговая, простая и понятная. Подробно детализирована кабина пилотов-космонавтов, но декаль (наклейка) на приборные доски не предусмотрена и их нужно окрашивать. Но все это изобилие деталировки, все равно видно не будет из-за небольшого фонаря кабины, который еще нужно затонировать. Полистирольные детали следует приклеивать к эпоксидным при помощи циакринового «Супер клея», лучше геля.
Декаль (наклейка) и схема окраски на один вариант, на 15 ноября 1988 года, когда был совершен первый и единственный беспилотный испытательный полет «Бурана» на околоземную орбиту с последующим приземлением в автоматическом режиме на пятикилометровую полосу возле космодрома Байконур. А потом у великой страны кончились деньги на космические программы, а потом не стало и этой страны… А модель есть, модель достойна любой коллекции и поступила в продажу одной из первых на Украине в хобби-маркет modeli.com.ua. Фирма Amodel является давним и надежным партнером этого ресурса, желаем ей творческих успехов и новых интересных моделей.